Представьте что жизнь — это холст или чистый лист бумаги для простоты. На нем есть некий изначальный фон — дорога, пальмы, море, горы, дома, улицы, фонтаны, etc. Эта часть не изменилась в 2020 вовсе! Она по прежнему радует глаз и будоражит воображение. Если вы альпинист, лодочник или, скажем, отьявленный домосед — вы вообще ничего не заметите. Но не все на свете альпинисты или лодочники.
Однако, выйдя за пределы дома или машины, вы быстро заметите что вроде все по прежнему, но что-то явно не так. Как в романе “О, дивный новый мир” Олдоса Хаксли. Да собственно можно и не выходить и не ехать никуда. В вашем городе наверняка есть тоже самое. Вы можете это не замечать это так остро, как примелькавшуюся лужу или пару “своих” бомжей на улицах.
Феномен “Жуткая Долина” (Uncanny Valley)
В прошлом веке, в далеком уже 1978 году, японский учёный Масахиро Мори провел исследования эмоциональной реакции людей на внешний вид искусственных обьектов — роботов, изображений на экране и даже звука. По мере развития технического прогресса качество изображений росло и человек все больше им “верил”, воспринимал как почти настоящие. Свинья, как оказалось, зарыта в этом маленьком “почти”.
(если вы знакомы с Долиной лучше меня и вам наскучило мое описание, пролистните пару параграфов)
Все бы шло гладко и предсказуемо, но только до определенного момента. А потом сознание уже отказывалось воспринимать образы как “мультяшные” но еще не было готово к принятию их за “чистую монету”. Иными словами, субьективное качество резко падало в вышеозначенную Жуткую Долину, термин введенный в обиход Масахиро Мори.
Понимание этого феномена повлияло на развлекательную индустрию видео и звука. Масахиро Мори и другие предостерегали что и не следует мультяшным героям приближаться в образе своем к реальным волкам, зайцам, кошкам, людям. Особенно кошкам. Посмотрите “Том и Джерри” или сегодняшние японские мультики — так оно и есть. А производители компьютерных игр и фильмов все еще не унимаются но в основном по экономическим причинам да следуя молодежной моде на ненастоящее.
Казалось бы, на экране люди. Но это ужасные люди. Полу-люди а полу черт его знает кто. Человеческое сознание в котором образ другого человека выработался миллионами лет, мечется в нерешительности. Возможно, наполовину реальный образ ассоциируется с воскресшим трупом. А это действительно зрелище не из приятных. Кстати, такого мнения придерживаются многие ученые, хотя настоящая причина не выяснена до конца до сих пор.
В области звука, о которой мне немного проще и комфортнее судить, ситуация обстоит несколько позитивнее. Композитору и аранжировщику дают в руки компьютерные виолончели, которые звучат куда ближе к оригиналу, чем образы героев компьютерных игр к людям. По сути, это и есть звуки настоящих инструментов, записанные ранее и подготовленные для использования людьми, не обладающими навыками игры, да и самими инструментами. Некий гибрид. НО! Истинные ценители ни за что не спутают живой камерный квартет с имитацией, какой-бы правдоподобной она не звучала.
Говорят, Долину эту собираются перейти, но пока реальных примеров — кот наплакал, да и неубедительные они до крайности.
О чем это он? Какое отношение “Жуткая Долина” имеет к реальности?
А вот какое:
Попытки смоделировать живое привели людей в Долину, так сказать, “слева” или “снизу”, в зависимости от перспективы. Происходящее в 2020 приводит нас в эту же Долину, но с другой стороны — из абсолютно нормальное реальности, той самой, которую человек создал и в которой жил ранее, в некую другую. Внешне она очень близка и кто-то скажет идентична. Мол, а что поменялось то?
Первое что заметно изменилось — исчезли люди. Появились люди в масках. Это вовсе не одно и тоже, хотя их очертания, за исключением лица, во многом схожи. Изменились манеры поведения и общения, в тех редких случаях когда общение все еще имеет место быть. Виртуальное и телефонное общение это не общение. Это виртуальное и телефонное общение.
Изменилось отношение просто человека №1 к просто человеку №2. Он уже не брат, не товарищ и даже не волк, как нас учили в школе. Он — потенциальная опасность. Зараза. От него лучше изолироваться. А власти штата мудро укажут как именно. Его надо обходить стороной. С ним не следует здороваться за руку как это делали тысячелетиями. Его надо бояться. Правда, показывать это открыто тоже не следует.
Как результат, появился новый жест — улыбка под маской. Он несколько похож на то, что было ранее известно как просто улыбка, но все же как-то очень неприятно от неё отличается. Такое едва заметно, но различимо. Улыбка под маской это не улыбка. Это улыбка под маской.
Дядя, ты зачем такой злой? Это вообще где?
Это вообще тут. Проехав несколько тысяч миль по юго-западу и пересекая границы четырех штатов (Северная Калифорния, Южная Калифорния, Аризона, Невада) замечу — по сравнению с июлем стало хуже. Раньше вся масочно-ковидная истерия как капля чернил концентрировалась вокруг Сан Франциско и Лос Анджелеса. А сейчас она растеклась по городам и весям далеко за пределами метрополисов.
Более того, она проникла в головы стадных существ, ранее известных как “люди”. Закон притяжения Исаака Ньютона распространяет кляксы равномерно во всех направлениях. Насыщение — это только дело времени. Если вы живете в другом штате — просто подождите и полюбуйтесь. А пока лучше посмотрите мультфильмы с нереальными персонажами “Ну Погоди”.
Конечно, часть происходящего в Долине — из-за надвигающихся политических выборов, но это только часть. Как в каждой шутке есть только часть шутки. Другая, на мой взгляд большая часть, осела в так называемом новом укладе жизни, “новом человеческом”.
По иронии судьбы и словесных комбинация, Кремниевая Долина, эта уникальная местность площадью в 6,900 квадратных миль (18,000 км2) с населением около 8 миллионов, концентрирующая в себе интеллект и ведущие умы мира, университеты Стэнфорд и Беркли (и деньги на Sand Hill Road) превращается, а скорее всего уже превратилась, в эпицентр Жуткой Долины. Притом это никакой не психологический эксперимент японца Масахиро Мори — это реальная жизнь чуть левее реальности и гораздо ниже ее.
Должен заметить что ко всему этому кошмару многие люди адаптировались и довольно быстро. Это запросто стало их новой реальностью. Они сползли по оси Х влево и как результат, по оси Y резко вниз, см. выше. Особенно те, для кого выражать собственное мнение равнозначно потере заработка. Их жаль. “Очень и очень жаль” — цитируя мафиози Тони Сопрано.
А молодежь со свойственным возрасту задором превратила всю эту белиберду в некую моду, именуемую почему-то “пробуждением” (woke), наряду с разрушением статуй исторических фигур прошлых лет и падения на колени перед воображаемыми неграми. Это не молодежь. Это “woke” молодежь.
Но как, как такие умные люди могли сдаться без боя? Почему они сдали свои интеллектуальные позиции и пошли на поводу у откровенных прохиндеев? Вопрос сложный. Часть ответа, как мне думается, в том что и ранее многое в повседневной жизни и профессиональной деятельности уже было лишено человеческого.
Люди, превратившись в функции, полиси, компьютерные программы с биологическими мозгами потеряли самое главное — человечность. Они уже сползли “влево” и “вниз” по графику, даже того не замечая. Происходящее в 2020 просто сместило точку отсчета. Потому для них это новый “ноль/ноль”, ничего не поменялось.
И куда дальше?
Да черт его знает. Самое гадкое что все это масочное безобразие новой реальности входит в привычку, становится нормой жизни. Хорошо знакомые люди здороваются пинком ноги (ребята, если вы читаете это сейчас, не обижайтесь пожалуйста) а другие близкие знакомые говорят “так и надо, так и надо”.
С рифмой по жизни. По той жизни, которой мы успели таки пожить. Жизнь под маской не есть жизнь. А вот ударения и акценты расставьте сами.
***
Мы разучились замечать небо
Облака на горизонте ветер за спиной
Мы попали из реальности в небыль
Первооткрыватели вселенной иной
Мы забываем как выглядят горы
Из окна самолета в прошлых снах
Безопасные компьютерные споры
Виртуальный пейзаж в четырех стенах
Мы забыли как выглядит море
Острова и пальмы, тропический зной
Ямайское регги в миноре
Со сцены небольшой
Мы забыли как выглядит город
Его улицы фонтаны из людей река
Мы зарылись в домашние норы
Теряя что-то важное наверняка
Мы забываем как выглядят люди
Безликие маски привычны вполне
Нам говорят так надо, и так будет
С невидимым врагом на придуманной войне
Мы забыли что такое быть рядом
Социальная дистанция гражданский долг
Человек опасней яда // как ружье с зарядом
Он не брат, не товарищ и даже не волк
Мы забыли что делать при встрече
Рукопожатие пинок ногой
Мир поэтов и рыцарей не вечен
Вот бы нам в него на денек-другой
Мы перестали замечать время
Разменяв бесконечность в несколько лет
Безумие оказалось быстрее
Разум не успел купить билет
Нас учат спасению жизни
Правда или ложь где ее цена?
Как туман в воздухе повиснет
Зачем тогда она? Кому она нужна?
Если мы не замечаем небо ..
***
(2020)