Читать все посты

Иллюзия легитимности власти

Глядя на референдумы последних месяцев подумалось, откуда у власти легитимность, другими словами обоснованность ее действий? Кто ее делегировал, как и в каком масштабе? Не обязательно ново-образованным региональным властям сомнительного происхождения, но скажем власти в сегодняшней Америке. Вопрос о легитимности власти в России риторический, хотя общий тренд примерно один.

И так, предположим что мы придерживаемся принципа координации усилий общества один человек — один голос. Именно один. И именно каждому. Голос люмпен-пролетария равен голосу профессора политологии, хотя это очень спорный вопрос с точки зрения эффективности принятия коллективных решений. Предположим так-же что эти голоса можно быстро посчитать с большой долей достоверности, например опубликовав базу ответов где каждый может найти свой, и при обнаружении достаточного колличества расхождений отменить результат.

Далее, возьмем относительно небольшой район земли, скажем город Купертино в Калифорнии, там где компания Эпл и где живет около 60 тысяч человек. На повествке дня острый вопрос: нужно закопать надоевшую всем грязную лужу в центре города (оговорюсь, вопрос вымышленный). Все просто! Вопрос — ответ. За 2 дня сформировано общее мнение Купертинцев о луже и выдан приказ гор-исполкому: немедленно закопать.

Однако, где та взаимная договоренность 60 тысяч Купертинцев на правила проведения референдума о луже, ее организаторах и последущих исполнителях? То есть легитимность такого, казалось бы совершенно простого и полезного референдума и властных решений с ним связанных очень низка. Может оказаться что из участвующих 30 человек “за” была добрая половина. Остальные жители Купертино посчитали сам референдум о луже делом дурным. Поскольку никто не проводил референдум о референдумах с полным участием всех и вся, выводы — не более как самозванная авантюра. В данном контексте полезная — не будет лужи и другие это со временем заметят. Однако на повестке может быть и что-то поважнее.

К примеру некоторым Купертинцам надоело отчислять идиотские налоги центру, таким образом спонсировать государственный терроризм по миру, мириться с беспределом корпораций, бардаком в медицинском и страховом регулировании, одурачиванием населения консьюмеризмом и вообще они Мак Дональдс с Голливудом на дух не переносят. На повестке референдум от выходе из состава Калифорнии, с последующим выходом из США. Близлежащие Пало Альто с население 66 тысяч и Санивейл (146) притаились в ожидании — а что если получится, может и им так-же? В конце-концов бардак надоел всем.

Местные власти в Купертино упирают на свою собственную легитимность, неделимость региона и правила демократии. Про нее есть соответствующий закон. Тем более власть уже у власти, и именно ее задача закон исполнять. Для этого создается и поддерживается иллюзия легитимности уже существующего положения вещей. Откуда таковая проистекает? От относительно небольшой группы людей тем или иным образом к власти пришедшей, или контролирующей таковых через финансовые инструменты. А вот их-то, инструменты эти, и обязана оберегать власть всеми возможными способами. Референдум о выходе из Калифорнии не сосоялся. Лужа по прежнему на месте.

Замечу что ни в том ни в другом сценарии не потребовалось мнения большинства жителей города Купертино. Их вообще не спросили. Легитимность власти — иллюзия.

Стасти разгорались. Оказалось что в Купертино проживает большое число китайцев, которых притесняют власти Вашингтона запрещая китайский государственный язык. Выход из под контроля — воля народа. Тем более Китай который практически рядом, за морем-океаном, предложил взять опеку. Их президент давно защищает всех китайцев в мире, не важно где они живут. Поговаривают о том что он давно мечтает о Китайской Империи 2.0. Это поможет двум экономикам лучше интегрироваться. Разрабатывать технологии и производить Айфоны будут в одном государстве Купертино-Китайская Народная Демократическая Республика (ККНДР).

Китайский рабочие массы в едином порыве скандируют “Купертино — Наш”. В Купертино замечены вооруженные люди невысокого роста непонятной наружности в масках, желтой форме без погон и автоматами Калашникова. Социальные сети полны видео-материалами как доказывающими так и опровергающими одни и те-же факты.

Одновременно Канзасские колхозники и Мичиганские автомобильные рабочие клянут сепаратистов. Все клеймят своих противников фашистами, находят исторические факты тайных связей с Бенито Муссолини, и даже внешние сходства Купертинцев по типу лица, одедже и знакам отличия. Идет война мнений от имени властных представителей всех вовлеченных групп.

Иллюзия легитимности не требует подтверждений. Всем кажется и так понятно что их воля изьявляется абсолютно легально и правильно. Для иллюзии требуется гораздо меньше усилий а толку и преданности на порядок больше. Люди у руля наконец-то поняли: миф работает лучше принципов. Его можно когда угодно подправить или заменить на другой — никто и не вспомнить лет через пять. Машина по созданию и поддержанию мифов на такой высоте что ни у кого не возникнет и доли сомнения об абсолютной достоверности и правомочности. Люди кроме иллюзии ничему верить не будут. Да и спрашивать их особой надобности нет. Сказали — законно и легитимно значит так и есть.

Усомниться во власти народа преступно. Однако у я позволю себе пойти на мысленный криминал. Остается вопрос: при победе сепаратистов и образовании ККНДР а равно и при их поражении под военной мощью патриотистов и неделимых США, где то коллективное решение на основании мнений фактического большинства?

Его нет. Его вообще никонда не было. Есть иллюзия, отчасти разделяемая большинством и принимаемая как факт. В конце-концов так было всегда что кто-то правил и принимал решения. Кто-то у с большим числом рогаток, полиции, танков, судов (в юридическом смысле), газет и громких голосов.

Легитимность рогаток ранее не остаривалась. Недовольных — дубиной по голове. Зачатки иллюзии легитимности пришли с религией и богами, удобно делегирующими правление делами земными монархам. Передача прав по-наследству что-бы ограничить число претендентов. В какой-то момент монархи начали терять головы, некоторые очень даже буквально. Однако это не изменило иллюзию. Это перевело ее на качественно новый виток. Додумались даже назвать это “We The People”. Идеи передачи по наследству правда остались, но в менее яркой форме — передача капитала и как результат средств управления. Добровольного контракта на принятие коллективных решений так и не получилось.

Сегодняшние иллюзионисты — талантливые люди. Они не злые. Они просто делают свое дело профессионально и с гарантированным результатом. Статистически гарантированным. В это время относительно небольшая группа людей может запросто проводить референдумы о луже в Купертино, отделении ККНДР или назначении президента. Условия опроса субьективных мнений, правила игры (и правила правил) деклариются как данность, прикрываются красивыми словами “демократия”, “правовое общество” а в других частях света как “ценности Корана” и “особое место России в мировой истории”.

А люди любят иллюзии. Они в них живут. Им так проще.

(13.05.2014)