Читать все посты

Непобедимое Эксмо

Очередная книжка популярного в не очень широких кругах автора, почти уже классика жанра, позади. Спасибо, Олегыч, за твои труды и таланты! А для тех, кто еще не дочитал но планирует, настоятельно рекомендую это сделать а потом поговорим.

не хочу портить ваши свежие впечатления всякими своими_мыслями на абстрактно философские_темы в жанре ежегодного издания буддистско-фантастической книжки.png.

ПУСТОТА ПУСТОТА ПУСТОТА ПУСТОТА ПУСТОТА ПУСТОТА ПУСТОТА ПУСТОТА

Итак:

Ожидание — самый главный враг ожидаемого. И ожидающего. Последнего даже в большей степени. Начало чтения с первых страниц не предвещает особых сюрпризов. Реальность нищебродского существования главной героини — да, в этот раз она женского пола — со знанием английского языка, американских культурных мемов (этого потом будет больше), холодной прагматичности межличностных отношений, немного высокомерия и иронии, много юмора скрытого и еще более скрытого.

Если бы не этот юмор, а в нем автор просто мастер своего дела IMHO, то страницы с 25-й, ну может 27-й, мысли “вот так оно все и будет?” отодвинули бы данное произведение в категорию “ладно, потом еще раз попробую почитать”. Но нет! В предвкушении чего-то нового, необычного, да и чисто из уважения к прошлым произведениям автора, продолжаю.

Замечу лишь, что iPhuck 10 захватил с первых же страниц, и практически не отпускал до последних. Как когда-то “Чапаев и Пу” и “Generation П” (оба названия приобрели некий новый смысл и могут быть запросто истолкованы как антиправительственные в современной Федерации). Не в пример Фудзи/ИЛК, там все прилично, обыденно, ровненько. Но это не более чем личные преференции, не обращайте внимания.

Если книжки покупает молодежь, молодежь, молодежь … Так и именно так культура находит свои массы. Одной буддистской философией, перепакованной уже раз в десятый, такую аудиторию не накормить. Надо сексуально-жареного. Так, среди персонажей нет ни одного нормального в традиционном понимании человека. Фрики все! (простите за новояз и рунглиш, но его и в книге пруд-пруди). Саша, главная героиня, в этом отношении, “прямая (straight) как рельсы” но с оговорочкой — рельсы российские. А они прямые бывают не всегда. По мере развития сюжета я бы не называл это рельсами вообще.

До середины первой половины первой книги, кстати тут я только узнал что их в этом году две, так оно и будет — новые фрики, внезапный папа-олигарх (надо же к чему-то стремиться читателям!), яхтовое богатство средиземноморья, незапланированные встречи, еще фрики. Жаргончик американских предпринимателей из Кремниевой Долины, очень и очень близкий к реальности, видимо благодаря хорошим консультантам. Правда, преподнесенный на русском так, как его должны видеть люди, знакомые не с Долиной а ее образом по каналам массовой дезинфомации, плюс воображение.

Потом поинтереснее. Действие перемещается в древний Рим, перемешанный со сновидениями героев — их уже два: русская Саша и калифорниец Фрэнк. Рельсы абсолютно прямые. Исторические факты и вымысел переплетены так, что создается иллюзия полного погружения в личности, жившие пару тысячелетий назад.

Так задумано. Собственно, Фрэнк практикует именно это в своей современной жизни. А сюжеты из сновидений не требуют никакой логической связанности, не говоря уже о фактический подтверждениях. Глядя правде в глаза, упомянутые реальные события и персонажи действительно были реальными. По крайней мере “Так Говорила Википедия”.

На десятой минуте Голливудского боевика кто-то должен выстрелить, а кто-то упасть. В данном случае десятая минута несколько задержалась, а выстрел заменен ударом мусульманского ножа. Фрэнк мертв. Надо же было как-то прекратить гетеросексуальную идиллию, красочно описанную в последних главах. На прямых рельсах далеко не уедешь.

Ну что ж, мертв так мертв. Погоревала немного Саша да и вперед. Вообще говоря, можно было и побольше погрустить. Ведь человек же был живой, хоть и со странностями. Маски вот чудотворные оставил. К этому времени уже понятно, при чем тут Солнце. Кстати, есть еще и Луна. Все в мире должно быть в балансе.

Где-то ближе к концу первой книги, то есть примерно посередине всего бытия, возникает еще один персонаж — мистический и нечеловеческий. Даже можно сказать “надчеловеческий”. Древние боги явно задумали что-то неладное.

Это магический Черный Камень, который помещается на яхту стареньких чудаковатых богатеев Тима и Со (опять Калифорния + Россия), и как оказывается, создает всю нашу реальность и уже давненько. В “Чапаеве и Пу”, как помнится, реальность эту создавала большая бутылка с самогоном. В Generation — грибы. Собственно, неважно что именно, и даже не важно как. Важно что реальность создается. Вообще говоря, даже это не так уж важно.

Философский юмор на высоте! Вполне серьезно. Не могу не привести цитату:

“– Человек – это загадка, не разгаданная еще никем. Ты родилась, живешь, взрослеешь – и постепенно видишь, что в существовании много непонятного. На самом деле – одна сплошная тайна. Но мир давно научился ловить таких как ты.

Как только ты понимаешь природу загадки, вокруг тебя появляется сто разных табличек с надписью «Окончательная Эксклюзивная Разгадка Всего За Смешные Деньги». Ты подходишь к одной из табличек. Там, если коротко, стоит лопата – и инструкция «копать сто лет». Ну или ждать сто лет, пока все спонтанно выкопается, только не забывать жертвовать на храм… Все эти таблички – тоже часть лабиринта, элементы мирового обмана”

Люди, если вы все еще верите в какую-нибудь религию, это как раз именно о ней! Таблички бывают разные — твердые, жидкие и газообразные (извините за пошлый юмор пионерской эпохи).

Чем дальше в лес, тем толще мистики. В конце первой книги оказалось что Тим и Со умеют говорить говорить с мертвыми. Саша только учится и ей это жутко интересно, хоть и несколько необычно. Фрэнк оказался самым спокойным и отвечал с того света вполне себе адекватно. Правда сначала на этом свете пришлось убить двух жертвенных козлов. Можно было и одного. От второго толку было как молока.

Видимо героям сидеть на одном месте (в Турции — популярном место русских туристов) несколько надоело и действия переносятся сначала через средиземноморье а потом через Атлантику на Остров Свободы — на Кубу. Красочно описывается блеск и нищета советского наследия, вобравшего в себя вопреки идеологическим запретам все или почти все аморальные стороны капиталистического строя, включая продажное местное КГБ и махровую протитуцию.

Героическая труженица древнейшей профессии по имени Наоми незаметно становится чуть ли не главной героиней романа. Про Сашины “прямые рельсы” в начале книги, даже те, которые бывают в России, уже и речи нет. Дорога отношений круто сворачивает за лейбийские косогоры. Так будет продолжаться до конца книги. Почти. Но все это “так”, естественно, не просто так. Рассказ про Солнце, Луну, Одушевленный Камень и Маски — это вам не порно-журнал, в конце концов. Уровень мистического возрастает на +6 децибел, если сравнивать со звуком.

Чуть не забыл: почти все повествование идет как-бы на английском языке, потому что герои, за редким исключением, еще не взялись за изучение русского. А некоторые уже и не возьмуться по причине своего отсутствия в мире этом. Но перевод хороший, качественный. С другой стороны читатели ведь тоже не все знают английский. А иллюзия правильной передачи смысла — это и есть сам смысл. Возможно, это даже один из главных лейтмотивов романа.

Развязка уже где-то блика! Тут явно веет Голливудом. Страсти накаляются. Решается вопрос “Быть миру или не быть?” Притом ни наводящих вопросов, ни однозначного ответа so far. Наоми уже все знает наперед. Она будет танцевать перед одушевленным Камнем и решит судьбу мира, притом особо не спрашивая остальных его жителей. Некоторые из героев, хотя не совсем явно, придерживаются мнения что “может и ну его нафиг, мир такой”. Мол, его уничтожим и наступит полная гармония Космической Души за пределами опыта (упоминаются осколки мыслей от Платона до Немецкой Классической Философии).

Финальная сцена. Почти. Оживают статуи. Пол превращается в бесконечность. Появляются исламские террористы с боезарядами и криками Аллаху Акбар. Бум! Наоми мертва. Бум! Взрывается камень. Все летит к собачьим чертям, и видимо мир тоже …

Но так завершать книгу вроде-бы некошерно. Подняв самолет в небо, надо уметь его как-то посадить, чтобы у пассажиров не пропало желание купить билет на следующий рейс. Сон и медитация решают все! В них нет ни логики, ни времени. В них можно все что угодно. Нет, все происходящее не было сном. Оно, оно скорее всего не было и явью. Что-то посередине, во что не стыдно поверить.

Эпилог происходит на ретрите в Таиланде (еще одно популярное место русских туристов). Все молчат, говорить запрещено, и только думают. Все, включая выжившую во всех этих переделках главную героиню. Если честно, она и сама немного сомневается в реальности реальности. Но тут обычная логика и причинно-следственная связь опять возвращаются в сюжет, как гравитация в космическом аппарате, входящем в плотные слои земной атмосферы. Появляется увлекающийся Востоком старый немец Ганс-Фридрих, ненадолго промелькнувший в начале книги. Разговоры про бога Шиву и про сознание, создающее мир.

Но не просто мир, а этот новый, другой, в котором нам всем, по видимому, жить до его окончания. Пришел Коронавирус и все вокруг почему-то в масках. Тьфу! Чур! Вот ведь к чему приводят танцы перед древними камнями …

Непобедимое Солнце, ясен пень, так никто и не победил. Оно тоже никого не победило. Да и хотело ли? В общем, господа читатели, и дамы тоже — до следующего сентября …


отвлеченные_раздумья_на_абстрактные_темы_и_философия_буддизма_перемешанные_с_почти_реалной_реалностью_сдобренные_большим_чувством_юмора_с_использщованием_межкультурных_молодежных_мемов_современности_2020_на_русском_и_псевдо_анлийском_языках.png