В этом путешествии я не буду рассказывать о достопримечательностях, замках и исторических местах. Их здесь много. Почему не хочу? Просто так да и все. Как нибудь в другой раз.
Пребывая в стране Конфуция, Шаолинь, нумерологии, Великой Стены, традиций, скрытого смысла, монархических династий, бесконечных иероглифов и Мао Цзэдуна с хунвейбинами из недалекого прошлого, подумалось насколько разным может отличаться социальность каждой культуры, в частности культуры китайской.
Страну эту в американских каналах массовой [дез]информации принято ругать за отсутствие демократии, персональных свобод, прав человека, подобных западным. Но так ли это критично для жителей Поднебесной? И не есть ли эта демократия и свобода всего лишь надстройка, некий миф над более базовым слоем индивидуализма? Притом именно этот миф и возводится в некий абсолют всеобщих человеческих ценностей в отдельно взятом культурном слое. Но возможно, все не так просто и прямолинейно! Просто возможно.
И я вовсе не имею в виду социализм, который сам по себе суть идеологическая надстройка, точно такой-же миф, по крайней мере разлива позднего СССР. Меня интересуют не столько мифы, а то, что передает из поколения в поколение культура. Она гораздо древнее современных идеологических штампов и стереотипов.
Может оказаться что в одной культуре люди куда сильнее тяготеют к коллективному, нежели к индивидуальному. И наоборот. При этом каждая такая группа обречена на непонимание другой, с отличным от собственного баланса индивидуального и коллективного. Работает такое в обе стороны.
Кто-же в конечном счете прав? Никто. И каждый по своему. Я не могу найти универсального критерия правоты приверженцев ортодоксального индивидуализма, а равно и коллективизма. Или универсального и единого для всех и вселенского арбитра. Иначе последовательная логика рассуждений приведет либо к попам либо в местячковую имперскую политику. Но в конечном счете и то и другое противоречат логике как таковой.
В коллективистском (кто-то скажет социалистическом) Китае красивые города, ровные дороги, скоростные поезда бороздят просторы вселенной, улыбающиеся люди на улицах, средняя продолжительность жизни в верхней части мирового списка. Безусловно, такое далеко не везде, но это точно есть и в больших масштабах. Я видел это собственными глазами и общался с людьми. По крайней мере в городах, где мне довелось побывать — Пекин, Сиань (Xi’an), Шанхай. Гонконг не совсем уместный пример, потому что это немного “не тот” Китай, о котором идет речь. Хотя там тоже замечательно. Я ни в коей мере не идеализирую Поднебесную, в которой, как и в любой другой большой стране полно своих реальных “не мифических” проблем. От житейского к идеям:
Идеал ортодоксального индивидуалиста: Я сам по себе. Я строю блестящий дом на холме, где буду жить со своей семьей. Мой дом — моя крепость. Любого, кто посмеет вторгнуться в мое пространство, я застрелю из собственного легально купленного большого ружья без тени сожаления. Он скорее всего тоже индивидуалист и сам должен это знать. Я готов отдавать часть своего времени, знаний и таланта, трудиться и производить нечто, нужное другим. Взамен я получаю всеобщий эквивалент материального достатка, который могу обменять на все что угодно, производимое мне подобными. А лентяев в помойку. Пусть спят на улицах с грязными бомжами или вообще побыстрее закончат свой жалкий жизненный цикл.
Идеал ортодоксального коллективиста: Я это не совсем я. Я часть чего-то большего. Группы людей, деревни, города, страны, мира (почему нет?). Мои действия и поступки в основе своей значимы в контексте жизни группы. Она и ее интересы растворяют в себе мои сугубо-личные стремления. Я есть часть ее и только так есть. Общественное выше личного. Несознательных будем учить жизни, перевоспитывать, садить в тюрьму ну или просто стрелять на месте. Дальнейшее можно найти в уставах Пионерской и Комсомольской организаций СССР недалекого прошлого.
К черту ортодоксов. От них много шума и мало толку. Индивидуализм vs. коллективизм есть лишь вопрос баланса. И вот как раз в нем, как мне думается, сложившаяся веками и тысячелетиями национальная культура и играет большую, если не ключевую роль. К дьяволу стереотипы.
Потребуется отделить зерна от плевен — культурные особенности нации от идеологической пропаганды. Срок действия последней относительно недолгий — каких нибудь 30-40 лет, максимум 70. Да и за этот срок она как правило претерпевает существенные изменения, порой до противоположностей. Особенности национального характера живут куда дольше.
Так, независимо от политического режима немцы склонны к порядку, русские — к безрассудству, японцы — к иерархическому уважению, скандинавы — к спокойствию, французы — к шампанскому, кенийцы — к бегу на короткие дистанции и так далее. Я далек от мысли что все без исключения немцы склонны ходить строем и петь “Дойчен Зольдаттен”, или что все без исключения русские хотят поджечь усадьбу барина при первой возможности. Такое годится разве что для сюжета анекдотов, в одном из которых есть ценители собственного достоинства и владельцы маленьких тортиков. Может слышали такое. Воспринимайте правду эту с с долей юмора, пожалуйста. Он — наше все!
Трудно не заметить что коллективистские китайцы взяли и построили сеть скоростных электрических поездов, перемещающих за какие-то 4 часа массу людей из Пекина в Сиань (1100 км, чуть меньше чем расстояние от Перми до Москвы) а индивидуалистские американцы ездят на собственных автомобилях из Сан-Франциско в Сиэтл (соизмеримое расстояние) за 14 часов, если повезет и не будет пробок в (good luck!).
Конечно у индивидуалистов есть возможность свернуть куда угодно когда угодно, остановиться и отведать придорожное меню Макдональдса. Свобода, черт ее побери. Можно даже выбрать вместо него Бургер-Кинг. Демократия! Коллективисты, несмотря на скудный выбор меню одного из одного, глядя правде в глаза и используя статистические методы Гаусса, все-же в пункт назначения прибудут ранее и на это уйдет куда меньше энергии. Зато индивидуалисты будут пребывать все это время демократически-свободнее.
Важно здесь то, что и те и другие останутся довольными результатом. Но довольными по своему. А еще забавно что ни те ни другие даже не захотят понять обратную сторону. Они просто не умеют! Их культура, каждая по своему, с детских лет закрыла окно восприятия чуждого. Иначе говоря — обратно в мифы.
Таки что?
Че-Гевара, революция, П. П. Шарикоff, “все поделить”? Или человек человеку волк, мой дом — моя крепость, всех остальных застрелю?
Таки нет!
И пожалуйста, никаких революций. Они в лучшем случае только приближают степень социальности к уже сложившемуся ранее балансу в человеческих головах. Балансу, построенному, как правило, на многовековой культурной традиции.
Как мы знаем, существует индекс расслоения общества для каждой отдельно-взятой страны. Название ему Джинни Индекс (найдите места собственного проживания!) и собирает интересующую статистику никто другой образно-враждебный журналу Крокодил орган американской военщины — ЦРУ. А если бы наряду с ним попытаться создать картину коллективизма каждой отдельно взятой культуры?
Предложения принимаются … (100 шекелей за идею)
—
PS: Как-же здорово когда тебя понимают без Гугл переводчика с пояснениями языком жестов. Даже United Airlines кажутся не так уж аэрофлото-подобными.