
Я снова в пути. В этот раз из солнечной Флориды в не менее солнечную Калифорнию. Ранее я уже писал про “особенности национального вождения” в Соединенных Штатах, в разных городах, климатических условиях, на разных берегах. Сегодня речь пойдёт о дорогах.
Среди многих бывших советских граждан, а равно и их российских наследников, бытует мнение что дороги в США все идеально ровные, прямые, гладкие. Сразу скажу: это так и не совсем так. Точнее это далеко не везде так.
В городах дороги как правило отвратительные и чем ближе к центру, тем этот эффект только усиливается. Нью Йорк, Чикаго, Майами, Cан-франциско. Последний особенно.
Между городами есть две основных дорожных системы: более старая сеть т.н. “номерных хайвеев”, и более новая, известная как “Интерстейт”
Лингвистический перерыв №1. Я терпеть не могу Рунглиш (мешанину русского и английского ) но переводы корявые а других слов, отражающих суть, в русском языке пока не сложилось, как собственно и самих явлений в американском понимании. Так, слово “трактор” прочно вошло в русский, хотя сам механизм изобрели далеко не под Рязанью. Много что еще …
Старую систему хайвеев построили еще в 30-х годах. Начало было заложено в 1926 году со ставшего в будущем легендарным хайвея номер 66 из Чикаго в Лос Анджелес. Любители джаза скорее всего уже вспомнили песню Ната Кинг Кола “Route 66”. Послушайте, погрузитесь во время, вам понравится.
Строительство этой дорожной сети очень быстро развивалось в период Великой Депрессии благодаря политике и личному влиянию всеми обожаемого в то время да и сейчас (когда на современных президентов смотреть противно) — Франклину Делано Рузвельту и его проекту “Новый курс”. Система эта до сих пор живая, и часто наиболее удобная для передвижения из точки А в точку Б.
Современная система “Интерстейт” построена уже в послевоенное время и носит имя другого президента США — Дуайта Д. Эйзенхауэра, правившего страной в то время и инициировавшего строительство новой дорожной системы, ставшей впоследствии основной.
Слово “хайвей” (highway) в дословном перевод “высокая дорога”. Часто в употреблении “фривей” (freeway), свободная дорога. Значение почти одинаковое, но есть разница: фривей это такой хайвей, на котором нет ни светофоров ни перекрестков. Большинство интерстейт хайвеев именно такие.
И уж нет конечно ментовских блокпостов на въезде и выезде из города за очень редкими исключениями, о которых упомяну позднее. Теоретически по системе фривеев можно без остановок доехать от Тихого океана до Атлантики, от самою южной точки США Key West до Бостона, или даже по диагонали до “солнечного” Сиэтла.
В дополнение к хайвеям есть много местных дорог, принадлежащих штату или графству. Есть проселочные гравийки. Есть частные дорожки с домам и фермам. Грязно-глиняных дорог с колеями, непроходимыми лужами и застрявшими в них Уазиками я тут пока не встречал.
Замечу что несмотря на название старой системы хайвеев, все дороги в США так или иначе пронумерованы. В системе “Интерстейт” используются уникальные двузначные номера для дорог, между городами и штатами. Четные с запада на восток, нечетные с юга на север. Всякие местные ответвления имеют трехзначные номера, возможно повторяющиеся в разных городах и штатах.
А как же сами дороги? Дальнейшее будет касаться в основном системы “Интерстейт” но может быть распространено и на другие системы. Качество дорог в США очень зависит от штата, через который они проходят. В отличие супер-централизованной России с ее “Маасквой”, в США многое контролируется и финансируется конкретными штатами. А вот их я бы разделил на “более социалистические” и “менее социалистические”. В первую группу прямиком попадают Калифорния и Нью Йорк (среди прочих). Во вторую — Флорида и Техас (среди прочих).
Я вовсе не собираюсь сравнивать экономическую теорию Адама Смита о преимуществах конкуренции по сравнению с теорией Карла Маркса о всеобщем равенстве. Я просто еду по дорогам и наблюдаю происходящее. Итак, поехали …
Флорида.
Выехав из бесконечных светофорных ловушек Халландейла — тут надо быть немножко местным и знать как их обьехать, навигатор “тупит” как всегда – попадаем на ровненький асфальт I-495 (замечу что номер трехзначный, значит дорога местная). Все гладенько и по линейке. Вылетаем на Florida Turnpike (SR 91). Эта образцовая дорожка местного значения, от самого южного Майами до где-то середины штата. А штат с юга на север довольно длинный.
Едешь себе и радуешся. Ограничение скорости — 70 миль в час (113 km/h) которое все равно никто не соблюдает. 80, или даже лучше 85 для вполне безопасного движения по ровно размеченным полосам. Дорога так и хочет сказать — “дружище, не уезжай далеко”. По левым бокам двухполосного асфальта всякие зоны отдыха и электрические зарядки.
Лингвистический перерыв №2. А что такое “Turnpike?” А вот что. Слово это происходит от далеких времен Римской Империи. Римляне одни из первых строили дороги но далеко не для досужих бродяг. Дороги служили нуждам военного государства да всяким высокопоставленным патрициям. Как в Мааскве на Твяаарской. А в остальное время дороги эти закрывали. Как? При помощи поворачивающихся (turn) ворот с пиками (pike) наверху. Римляне ушли а название осталось. Флорида тоже позади. Началась …
Миссисипи, Алабама, Луизиана
Переезжая границу FL / AL, а она в каждом штате, замечаешь знак Welcome to [добро пожаловать в] (куда!) и Leaving / Comeback Soon [оставляете позади, приезжайте снова] (откуда). Насчет добра сразу же возникает большой вопрос. Дорога из ровного асфальта с разметкой и кофейнями превращается в “бум-бум-бум, прощай подвеска” (goodbye suspension).
Так будет в ближайшие 5-6 часов. Понятное дело, дельта реки Миссисиппи, грустное прошлое (и настоящее!) чернокожего населения, Унесенная Ветром Скарлетт О’Хара, плантации сахарного тростника и пр. На некоторых участках автопилот, а он — штука с мозгами — говорит что дальше, мол, дороги нет. Бери хозяин вожжи, или лучше ноги в руки, и ни в коем случае не останавливайся.
Слушаемся умную машину. MS, AL, LA (Миссипи, Алабама, Луизиана). Больше электрического “газа” — меньше ям на остатках черного асфальта. Точнее того места, где ему положено быть. Едем по бетону.
Надоела до чертиков такая разбитная дорога. Влетаем в Техас где все самое большое в мире — поля, коровы, ширина и количество дорожных полос.
Техас
Перемены к лучшему! Относительно ровные дороги сразу после границы. Полосы “размножаются” по мере продвижения. В районе Хьюстона их 6 или может даже 7. Хайвей имени Кати — самая широкая дорога в США.
Выбоины в бетоне остались в негритянских районах Миссисипи. Тут в Техасе все ровненько и гладенько. Радуются колеса. Машинка улыбается передними фарами. Говорит: и что ж это ты меня по всяким ухабам гонял аж много часов? А, кстати, что там впереди?
Техас, как и Аллах, велик. Впереди еще много и много миль пути. Я выбрал федеральный I-10 около границы с Мексикой. Приличного кофе тут конечно не найти в пределах 100 миль. Стены тоже никакой нет. Это все басни президентов. А вот пограничники на асфальте встречаются. Говорю мол “КГБ”, официальный бизнес. Пропускают …
Новая Мексика
Что в ней нового я точно не знаю. Много индейцев старого поколения. Продают всякие безделушки которые не особо кто покупает. Дороги тут очень не очень. А кофе вообще нет. По крайней мере на федеральном I-10. Он почти рядом с мексиканской границей проходит. «Hola señora»!
Аризона
Попадая в Аризону невозможно не заметить небо! Оно конечно как и везде, но другое. То ли погода цвет меняет, то ли высота земного уровня. Не в первый раз уже замечаю. Качество дороги существенно не поменялось. Наконец-то нашлось кофе и это радует!! Аллах, или кто там этим заведует на небесах — спасибо тебе. Шабат Шалом. Пятница сегодня.
Жара тут конечно стоит, хорошая собака хозяина не выведет. А интеллигентный кот вообще под камином расправив лапы будет лежать. Но что хорошо, влажность очень низкая, почти ноль. И по этому тут растут верблюды и кактусы (и люди иногда). Но мы о дорогах …
Асфальт тает на глазах у кактусов. Потому шинами по бетону. А может оно и к лучшему. Чтобы не прилипало.
Метеорологический перерыв №3. Не дай вам Аллах попасть в песчаную бурю в Аризоне! Налетает внезапно. Ничего не видно. Из машины лучше не выходить. По хайвеям летает всякая всячина которую вы не хотите видеть. Про качество дорог и даже их наличие на время придется забыть …
Калифорния
Я сознательно пропускаю Неваду. В отношении дорог там ничего особенного нет. Лас Вегас — этот притон безобразия, безличия, убожества и эстетической катастрофы — я объезжаю за 50 миль.
Дороги, надо скзать, там довольно неплохие. Особенно на I-15 параллельно с центром мирового разврата — Бульваром Лас Вегас (Las Vegas Blvd) более известный как “Стрип”. Машина скрипит шинами но едет.
Но вот что-то не так. А что? А тут менты! Стоп-машина. Первый раз фривей превратился в “стоп кто идет, предъявите паспорт”. Это Калифорния, детка. Это социалистический штат. Физиономия моя излучала доверие и большущая баба полисвумен (только скажи что “мэн” получишь в лоб плюс судебный иск) показала на запад. Что одновременно означало отсутствие интересов к моей персоне, да и слава Калифорнийским Пограничным Войскам! Социализм без них никуда. Да ну их всех к Лешему …
А вот дорога тут, батенька, полное никуда. Штат, 4-я экономика мира (больше чем всякие там России) не может обеспечить проезжающих банальным ровным асфальтом. Или даже любым асфальтом. Опять едем по бетону. Бум-бум. Куда катится мир?
Мир
Хочется простого и ровного асфальта. И дело не в колесах. Резина все вытерпит. Ну или купим новую. Хочется ровной дороги в головах людей. Самых разных. Негров, китайцев, желтых, зеленых. Белых, черт их побери.
Мы же все на одной дороге!