Шлемазл /ʃləˈmɑːzəl/
1. Человек, защищенный специальном устройством
— шлемом — от всевозможных падений и невзгод;
2. Счастливчик (иносказательное, шутливое, разговорное).
С давних времен шлем был предметом военного обмундирования, средством защиты личной и собственной головы от посягательств врагов на полях сражений, при возможных нападениях из-за угла и на всякий случай, даже в кругу друзей. Мало-ли что. “Safety First!” [англ. “Безопасность превыше всего!”, прим. переводчика] звучало вполне буквально. Да и смотрится солидно. Враги, вместо того чтобы бить копьем и мечом по голове, тщетно молотили по шлему а потом, изрядно уставши, сдавались, замирали и сами собой ложились на землю.
Так выигрывались битвы на поле брани, строились и разрушались империи, шел вперед прогресс человечества. Ученые придумывали свои формулы, поэты писали стихи, музыканты — ноты, цари царствовали, революционеры революционерили. И вот однажды мудрый “философ в натуре” [rus., “natural philosopher”], как его называли современники, а еще физик, математик, астроном и теолог английской национальности, известный потомкам как Исаак Ньютон издал три закона и три составных части классической механики.
Третий из них [самый мудрый, прим. автора] гласит что сила действия всегда равна силе противодействия. Была, есть и будет. И иже, и присно, и так сказать, во веки веков шалом. Русский фольклор, до конца не разбираясь в законах теоретической механически, провозгласил подобное несколько раньше — “против лома нет приема, если нет другого лома” — но слава закрепилась за англичанином. Хоть и несправедливо получилось, но во всем на свете есть баланс! Это неотьемлемая часть самого закона.
Собственная голова — очень хрупкий и деликатный предмет, требующий постоянной защиты. В ней и только в ней находятся все наши мысли, чувства, речь, воспоминания, ожидания будущего. Из нее идут команды о движении рук и ног. В ней зарождаются неосознанные нами инстинкты. В ней живет собственное “Я” а равно и весь остальной мир. В ней-же и находится идея собственной защиты. Не снаружи, а именно внутри.
Казалось, что может быть разумнее физической защиты собственной головы, собственно себя? “Тут мы согласны, скажи, Серега!” Пел хрипловатым голосом русский бард 20 века. Но как охранять? И что, собственно, охранять? Что важнее, внешность головы или внутренность?
В условиях цивилизованного комфорта многие люди твердо убеждены, что велосипедный шлем — абсолютно необходимое средство, для того чтобы отложить процесс покидания этого самого комфорта в направлении мира иного, лет этак на несколько. Наивные люди! Усиление внешней защиты, скажем шлем, по закону баланса и равновесия уменьшает защиту внутреннюю, к тому-же прямо пропорционально. Голова внутри шлема начинает думать о своей защите менее рационально ровно настолько, насколько крепок миф о шлемах.
Чем больше человека заставляют охранять собственную голову, и не только чисто физически, тем все больше он теряет способность о ней заботиться.
Проворная индустрия светлого капиталистического настоящего только “за”. Конечно, конечно! Safety First! Кто против безопасности — тот враг и предатель собственной головы. Не так ли? Повинуясь индустриальному базису, государственно-полицейская надстройка вторит: “Это закон! Ношение шлема обязательно. Разгильдяям, вольнодумцам, сумасшедшим — позор, общественное порицание и штраф!” Знания о собственной голове, включая ее защиту, не вашего ума дело. Это дело общественное!
Да плевать они все хотели с высокой башни на безопасность вашей головы. Особенно ее внутреннюю безопасность. Показуха за ваши деньги. Самый проворные из прохиндеев давно поняли, что имитация деятельности внешне ничем не отличается от самой деятельности. Однако имитировать гораздо проще чем делать, заботиться, создавать.
А вот различные аморальные типы, авантюристы и искатели приключений на собственную голову, не уставали утверждать:
“Жить без шлема — не проблема
Был бы ум, не надо шлема …”
Ведь внутренности головы, так называемый разум, могут защищаться гораздо эффективнее любой внешней защиты. Несмотря на аморальность, они не грешили показухой. Просто потому что в их мире она не имеет никаких оснований существовать.
Представьте себе что через столетие-другое, цивилизация сделает еще один виток и таких апостатов не останется на белом свете. Захотят людишки продлить физическое существование лет на пятьдесят или даже сто. Может и на неопределенное количество, кто знает этих будущих владельцев человеческих мозгов? А случаи непроизвольного падения на тротуарах участятся, да еще с тяжкими последствиями для головы. Разучится народ по человечески ходить пешком. И обяжут всех законные мудрецы цивилизации шлем носить. Не только на велосипеде и мотоцикле, но и на прогулке, по дороге на работу, в метро, машине, самолете, короче говоря везде, где только можно появиться. А еще лучше и дома, мало-ли что может случиться? Зарегистрированы случаи непроизвольного падения с дивана. Закон об обязательном ношении шлема — не только право, но и почетная обязанность каждого законопослушного гражданина.
“Мы жить хотим, рисковать когда хотим, а не охранять себя постоянно. Свободу свободному ветру!”
Прокричат оставшиеся неформалы, аморалы и отщепенцы. Но их никто не услышит, будут крутить у виска в их сторону, и даже иногда посадят в тюрьму особо буйных. Ветер у них в голове, понимаете. Ветер …
Но вообще зачем этой свободе какой-то ветер и дух? Людям нужны комфорт и личная безопасность, гарантированная шлемом. А чтобы не страдала безопасность окружающих, нужно показывать приверженность шлему собственным примером. Иначе — осуждение в аморальной безответственности и усмешки в спину. Время от времени штраф с занесением в учетную жизненную книгу. А то и законная ответственность уголовно-процессуального характера. Для этого ведь он и есть, суровый и справедливый, один на всех. И все для одного.
Счастливчики они, эти Шлемазл Пипл. Счастливчики …